С 1 марта 2025 года в России действует решение о снижении бюрократической нагрузки на педагогов дошкольного образования.
Согласно приказу Минпросвещения России от 6 ноября 2024 года №779, для заполнения оставлен только необходимый перечень документов, который напрямую связан с ведением воспитательно-образовательного процесса.
Также изменились нормы, регулирующие объём документарной нагрузки на педагогов. Принятые поправки в закон «Об образовании» устанавливают, что педагоги не обязаны готовить отчёты за пределами перечня, утверждённого Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.
Для педагогов создан чат-бот «Помощник Рособрнадзора» на платформе «Сферум». Он помогает получить оперативные ответы на вопросы о бюрократической нагрузке, например, по участию в мероприятиях, выходящих за рамки образовательной программы, поступающим в образовательную организацию запросам, работе с документами. Чат-бот «Помощник Рособрнадзора» (далее – чат-бот), созданный на платформе «Сферум», с января 2025 года доступен педагогам школ из всех регионов России. С 1 марта 2025 года чат-бот стал доступен для педагогов дошкольного и среднего профессионального образования.
Чат-бот работает в гибридном формате: часть ответов сервис дает автоматически. Если же вопрос требует более детального рассмотрения, сообщение перенаправляется региональному эксперту для подготовки ответа. Модель работы чат-бота предусматривает контроль за решением проблем каждого конкретного педагога. Если региональный орган не смог урегулировать вопрос, тогда Рособрнадзор возьмет его на свой контроль.
Для взаимодействия с чат-ботом пользователь должен быть зарегистрирован в «Сферуме» и иметь подтвержденную роль педагога.
Чат-бот доступен по ссылке:
https://me.sferum.ru/?p=vkme&chatPeerId=-226134476
Закон дает образовательным организациям право применять в своей деятельности электронный документооборот. Таким образом, образовательные организации смогут не предоставлять бумажные версии документов, а в случае запросов им не нужно будет дублировать информацию, которая уже отражена на сайте ДОУ.
Электронный документооборот положительно влияет на работу педагогов, в частности, благодаря следующим факторам:
Упрощение работы с документами. Автоматизация позволяет сократить время создания, обработки и поиска документов, а также свести к минимуму ошибки, которые неизбежны при ручной обработке больших массивов информации.
Повышение производительности труда. Система электронного документооборота позволяет обеспечить согласованную работу всех подразделений сферы образования.
Оперативный доступ к информации. Например, автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости позволяют администрации оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.
Возможность работать удалённо. Электронный документооборот помогает обеспечить централизованное управление взаимоотношениями между всеми участниками образовательного процесса.
Автоматизация статистических отчётов. Система позволяет создать отчёт о том, кто создал документ, кто имел к нему доступ и кто его редактировал.
Снижение издержек. Ведение документации в цифровом формате уменьшает затраты на бумагу, распечатку и обслуживание принтеров.
Введение дополнительного перечня документации для заполнения педагогом возможно на уровне региона только по согласованию с Министерством просвещения России.
Горячая линия Рособрнадзора по вопросам документационной нагрузки на педагогических работников продолжает работу:
stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru
При этом необходимо указать регион, образовательное учреждение и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.
Сейчас разработаны поправки в закон об образовании, которые наделят Минпросвещения и Минобрнауки правом формировать перечни обязательной документации для педагогов и образовательных организаций всех уровней. Также планируется разработать типовые формы документов, которые будут более понятными.
Нужно решить четыре основные задачи:
уменьшить объема базовой документации, которую ведут учителя;
уменьшить объемы мониторинга в системе образования;
оптимизировать информационные системы;
сократить количество запросов в образовательные организации.
Письмо Минпросвещения России № СК-578/08, Рособрнадзора № 01-350/13-01 от 18.12.2020 "О снижении документационной нагрузки учителей":
https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-n-sk-57808-rosobrnadzora-n-01-35013-01-ot/
Приказ Минпросвещения России от 21.07.2022 № 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ":
https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-21072022-n-582-ob-utverzhdenii
Алтынникова Н.В. о мероприятиях по снижению бюрократической нагрузки:
https://kolomna-lyceum4.edumsko.ru/collective/snijenie/doc/2052025