«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».
Эрих Фром
Семья является ячейкой общества. Родители – первые учителя и воспитатели ребёнка. Сила воздействия родителей на формирующуюся личность исключительно велика. Огромное влияние родителей на ребенка оказывает бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. А за эту любовь и заботу ребёнок отвечает глубокой привязанностью и любовью к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать. В семье, в которой воспитывается ребёнок, проводит большую часть своей жизни. Родители являются главной опорой для ребёнка, без которых этот мир разрушится, это среда обитания ребёнка, и среда где ребёнок получает свое воспитание.
В спокойной обстановке и ребёнок спокоен, ему свойственно чувство защищенности. Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передаётся настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные. Какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. То, что ребёнок приобретёт за период детства, сохранится в течение жизни.
В бешеном ритме нашей жизни, мы часто забываем о самом главном – о детях, об их воспитании, их развитии. Для того чтобы прокормить семью, родители работают с утра до ночи, а воспитание возлагают на бабушек, дедушек, учителей и воспитателей. Ребёнок сыт, одет, обут, получает знания, но почему-то вдруг возникают проблемы в поведении ребёнка дома, в садике и учебе. Всем становится непонятно, почему так, ведь они прикладывают массу усилий, для того чтобы ему было хорошо. Ребёнок при живых родителях, может жить в полном одиночестве, если мать и отец ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно скандалы, конфликты, ссоры, по отношению друг к другу возникают грубость, постоянные упреки, унижения, оскорбления. А ответ прост, ребёнку в семье не хватает родительского внимания. Материнского тепла, отцовского воспитания. Когда ребёнок чувствует внимание к себе, заботу, он как бы защищен, у него возникает такое чувство, и тогда он направляет свои силы на развитие и познание окружающего мира.
Маленький малыш воспринимает мир, так как его видит, и воспринимают его родители. От родителей зависит, то, как ребёнок в дальнейшем отнесется к себе, к окружающим, жизнь ему может показаться бесконечным праздником или скучным существованием, а учеба скучным, непосильным и тяжелым трудом.
Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, что происходит вокруг, ему передаётся настроение и состояние взрослых. Ребёнку важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, ласку, спокойный тон, юмор или суету, расторопность родительскую, неуверенность в своих силах, возможностях. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности ребёнка.
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры формируют личность ребёнка с раннего возраста. У старшего поколения больше терпения, больше мудрости, они многое вкладывают в душу ребёнка, поэтому разрешайте больше общаться со старшими членами семьи. Хорошо когда старшее поколение сохраняет в семье традиции, какие-то семейные реликвии, вместе с ребёнком время от времени достают эти реликвии, рассматривают их, беседуют, это положительно влияет на развитие ребёнка, очень важно для ребёнка, такое общение способствует умственному и нравственному развитию.
Чтобы воспитать добропорядочного члена общества:
- Родителям ребёнка необходимо принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведёт себя так.
- Беседовать с ребёнком и внушать, что он всё может, если только захочет и поверит в себя.
- Понимать, что какой бы поступок не совершил ребёнок, винить надо прежде всего себя.
- Жить с ребёнком общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Для ребёнка важно, как построены взаимоотношения между членами семьи. Помните об этом, даже если живете со свекровью и свекром и вам кажется, что это невыносимо.
- Обязательно помнить родителям, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
- Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребёнка, желании понять и оценить мир глазами ребёнка.
Нельзя:
- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он такой, какой он есть, он особенный.
- Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
- Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают.
Пять советов в помощь взрослым:
- Соблюдайте последовательность и твердость в своём воспитании.
- Если ребёнок задаёт вопросы, не откладывайте – отвечайте.
- В общении проявляйте доверие, доброжелательность, милосердие.
- Старайтесь воспитывать своего ребёнка без физических наказаний.
- Больше уделяйте внимания своему ребёнку, больше общайтесь.
- Хвалите ребёнка при каждом случае, если он это заслужил.
Родительский дом для ребёнка – это его пристанище на всю жизнь. Где бы он ни был, как бы далеко ни занесла судьба птенца, покинувшего гнездо, он всегда найдёт дорогу домой, если это теплый и приветливый дом, если все члены семьи связаны сетью сложных, но прекрасных и надёжных отношений. Постарайтесь создать ваш дом таким для детей, чтобы они всегда в него возвращались, пусть и ненадолго.
« Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А. Сухомлинский