МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Светлячок"

692331, Приморский край, г.Арсеньев, ул.Пограничная, д. 34

Телефон

8(42361)4-42-15

Эл. почта mdou--21@mail.ru

МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Светлячок"

Адрес: 692331, Приморский край, г.Арсеньев, ул.Пограничная, д.34
Телефон: 8(42361)4-42-15
Эл. почта: mdou--21@mail.ru

Опыт работы педагогов МДОБУ д/с№21 "Светлячок" по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

31 августа 2022 г.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе у детей  дошкольного возраста

1. Актуальность опыта.

Увы, очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок.

На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка. Необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования опыта безопасного поведения.

Идея и цель опыта.

Создание высокоэффективной системы дополнительного воспитания и образования отвечающей интересам личности ребенка, потребностям родителей в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Задачи:

  • С оздавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
  • Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
  • Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
  • Учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • Развивать у детей самостоятельность и ответственность;
  • Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
  • Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

3. Теоретическое обоснование.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.). Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа. С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры). К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр, театрализованные представления. Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым. Т. Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей). Программа Р. Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

4. Описание опыта.

Исходным планом по реализации данной цели стало, проведение диагностики для выявления спектра интересов и потребностей ребенка, семьи, на основе анкетирования. В первую очередь, был проведен опрос и анкетирование среди родителей, на предмет определения степени заинтересованности в дополнительных занятиях с детьми по ОБЖ. Ответы опрошенных родителей воспитанников разновозрастных групп показали:

Родители детей младшего и среднего дошкольного возраста считают проблему актуальной.

Родители детей старшего и подготовительного возраста отметили необходимость в дополнительной работе по формированию ОБЖ. Это объясняется тем, что дети данной возрастной категории (от 5 до 7 лет) будущие первоклассники и наиболее подвержены риску со стороны социальных, природных и экологических условий современного мира. Старший дошкольный возраст – период подготовки к следующему, совершенно новому этапу в их жизни – обучению в школе. Поэтому очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Далее, было проведено диагностирование детей. Для выявления уровня сформированности представлений о безопасности жизни использовала беседы, различные виды игровой деятельности, тренинги, др. 

Основой при создании системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников, послужила программа Р. Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно — образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально — ритмическую) и условия.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группах, которая включает:

  • Уголок безопасности;
  • Познавательно–агитационные материалы;
  • Иллюстративные стенды для детей и взрослых.
  • Подборка литературы;
  • Подборка иллюстрационного материала;
  • Информационный уголок для родителей;
  • Проведение фото-сессий.

Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю с сентября месяца по май включительно, продолжительность до 30 минут. 

Работа ведется с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

Основными формами организации работы по формированию ОБЖ является:

* Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции:

А) специально организованная деятельность детей;

Б) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

* Самостоятельная деятельность детей.

* Взаимодействие с семьями детей.

Также используются такие формы работы как: создание разнообразных проектов (творческих, информационных, исследовательских, ролево-игровых). В содержание проектной деятельности входит: Экспериментально-исследовательская деятельность, которая включает в себя: работу с литературой; подбор иллюстрационного материала. Продуктивная деятельность; создание газет, альбомов, плакатов; конкурсы викторины, кроссворды; выставки, праздники.

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме.

В основе лежали следующие образовательные технологии :

Благодаря, которым повысился интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повысилась активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что они любят правила. Дошкольники сами часто напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.

Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

В системе определена стратегия сотрудничества с родителями.

Используются следующие направления работы с родителями :

* организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

* организация мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарного);

* ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

5. Критерии результативности и результатов.

В процессе диагностического обследования уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности были разработаны следующие показатели:

  • Психологическая устойчивость детей;
  • Сформированность представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
  • Умение регулировать свои поведенческие реакции;
  • Умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;
  • Умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение;

На основе полученных данных был сделан вывод, что у детей повысился уровень сформированности представлений безопасного поведения. Подводя итог, можно с уверенностью отметить – разработанная система образовательной деятельности  с детьми  дошкольного возраста по данной проблеме позволила обеспечить сформированность навыков безопасного поведения, знания наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни воспитанников, а также оказалась результативнее стандартной системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Которая реализуется в педагогическом процессе ДОУ. Это можно сравнить путем анализа обследования детей к концу учебного года в подготовительных группах.

6. Перспективы развития.

В дальнейшей  работе есть необходимость продолжать формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста путем системы дополнительных занятий, включая такие эффективные методы и приемы.